Доверяй, но проверяй. Виды проверочных заданий в электронном курсе

1. Выбор одного — самый простой тип задания, который представляет собой вопрос с несколькими вариантами ответов, один из которых верный.
Этот тип задания достаточно простой в разработке, однако в нём высока возможность банального угадывания ответа, особенно если дистракторы не будут правдоподобными.

Частные случаи вопроса на выбор одного — задания в формате «Да/нет», «Правда или миф» и тому подобные. Такие вопросы ещё проще, и использовать их следует для вовлечения в учебный процесс, например чтобы познакомить учащихся с интересными фактами или раскрыть теоретическую информацию через вопрос. Это не только помогает сделать курс более вовлекающим, но и сократить время на обучение.
2. Выбор нескольких — вопрос, в котором несколько верных ответов.
При решении таких заданий учащемуся нужно не только найти правильный ответ, но и ответить максимально полно. Например, если требуется выбрать действия, которые необходимо совершить в какой-либо ситуации. Для правильного ответа нужно не только отличить верные действия от ошибочных, но и выбрать необходимый и достаточный перечень этих действий.

Такие задания измеряют не частные знания, а знания о совокупностях. Поэтому с их помощью можно охватить широкую содержательную часть. Причём возможность случайного угадывания здесь значительно ниже за счёт большего количества вариантов, чем при выборе одного.
3. Свободный ответ — задание, ответ на которое учащийся не выбирает, а вводит сам.
В таких заданиях невозможно банально угадать решение, однако сложнее обработать результаты из-за большой вариативности написания верных ответов. Поэтому вопросы такого типа лучше использовать, когда нужно вписать что-то конкретное и короткое, в чём сложно ошибиться: например, число или термин. В электронном курсе важно учитывать возможности написания верного ответа — с заглавной или строчной буквы, с пробелами или без и т. д. Либо уточните правила ввода ответа, либо сделайте верными разные вариативности ввода значений.
4. Ранжирование (ranking) — выстраивание верной последовательности.
Такие задания отлично подходят, когда нужно проверить, насколько учащийся запомнил последовательность выполнения операций, этапов алгоритма и т. д. Их достаточно просто разрабатывать, поскольку дистракторы здесь не требуются. Также ранжирование предполагает интерактивное взаимодействие с учебной средой, что позволяет разнообразить обучение.

Такие задания не стоит разрабатывать на проверку последовательностей, которые понятны интуитивно, например «подготовка, разработка, внедрение, анализ результатов».
5. Перетаскивание  — задание на сопоставление элементов. Идентичное по механике с ранжированием. Только здесь нужно выстроить не последовательность, а сопоставить элементы между собой. Например, распределить зоны ответственности по соответствующим отделам компании, раскидать примеры паролей на надёжные и не очень и т. д.
Такие вопросы достаточно просты в разработке, но в то же время довольно сложные для учащихся. Они помогают структурировать знания по объёмной теме и вовлекают в учебный процесс за счёт интерактивного взаимодействия с учебной средой.

Пример разработанного нами упражнения в этом формате смотрите по ссылке.
6. Кейс — задание, в котором учащемуся нужно проанализировать описываемую ситуацию и дать верный ответ или ответы.
Этот тип заданий позволяет более глубоко проработать тему за счёт того, что учащийся начинает анализировать, ему требуется больше времени на поиск ответа. Плюс ко всему такие задание помогают выработать верную линию поведения. Например, после ответа на кейс важно объяснить учащемуся, почему правильный тот или иной ответ, а ещё лучше показать последствия выбранного им решения. Это позволяет наглядно объяснить, как важно действовать, если он попадёт в рассматриваемую ситуацию в реальной жизни.
7. Мини-игра — проверка знаний в игровой форме. Такие задания значительно повышают вовлечённость в учебный процесс и часто помогают отработать целый комплекс знаний. Такой формат требует больше времени на разработку, чем все предыдущие. Крайне важно привлекать эксперта, чтобы проработать все возможные варианты развития игры, а также большое внимание нужно уделять самой механике: она должна быть максимально понятной пользователям. Пример одной из разработанных нами игр посмотрите по ссылке.
Следующие 2 формата уже позволяют не просто проверить знания, а отработать умения в безопасной электронной среде.
8. Диалоговый тренажёр — интерактивное упражнение, которое имитирует реальное общение.
Такие задания требуют больше времени и экспертизы на разработку, поскольку качественный тренажёр должен иметь ветвления: когда от каждого ответа пользователя зависит дальнейшее развитие событий. Например, некорректно провёл презентацию товара — вызвал возражения у покупателя, и теперь их нужно отработать.

Диалоговые тренажёры позволяют выработать умение использовать алгоритмы общения в безопасной электронной среде, чтобы минимизировать ошибки в реальной практике (которые иногда стоят достаточно дорого). Чаще всего такие упражнения используют при обучении продавцов-консультантов, операторов call-центра — тех, чья работа непосредственно связана с общением.
9. Симулятор ПО — имитация работы в реальной системе (отработка умений).
Используется для освоения операций в различных программах. Для его создания чаще всего пошагово снимают скриншоты с реального ПО, а затем оживляют их с помощью специальных редакторов. Симулятор позволяет создать среду, где учащийся может ошибаться, анализировать свои ошибки и в итоге отработать требуемый алгоритм действий.